Электронные издания


         

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания - часть 2


Оглавление книг в СССР помещалось в конце книги, а в зарубежных изданиях - в начале.

Вообще проблема поиска пути в учебнике требует решения на стыке наук. В постановке и решении этой проблемы должны участвовать психологи, библиотекари, специалисты по компьютерным технологиям, преподаватели, издатели, графические дизайнеры. Пока единый подход к этой проблеме, к сожалению, отсутствует. Трудность ее решения связана и с тем, что эта проблема касается множества процессов, протекающих на различных уровнях активности сознания. Это одновременно проблема узнавания и проблема формирования решения, проблема выбора элементов различных поисковых стратегий, например, оглавления или глоссария (предметного указателя). В последнем случае возникает дополнительно достаточно общая проблема выбора правильных терминов (ключевых слов) для поиска, а также возможность неопределенности (неоднозначности) в результате неточного запроса.

Личные симпатии автора лежат в области использования фреймовых структур, где постоянно присутствует фрейм «Оглавление». Некоторое статистическое подтверждение оправданности такого подхода было получено в процессе проведения занятий по курсу «Семантические и гипертекстовые системы», где студентам предлагалось оценить индивидуальную привлекательность методов навигации. Однако, и в этом конкретном случае возникают определенные проблемы. Основная из них связана с ограниченным объемом упомянутого фрейма, так как он вспомогательный (см. § 9.2) и его увеличение снизило бы площадь той части экрана, которая занята собственно электронным пособием. Ограниченный размер этого фрейма наряду с многоуровневой детализованной структурой рубрикаций делает невозможным просмотр всех рубрик одновременно: во фрейме обязательно присутствует слайдер и видна лишь часть оглавления.

Здесь для увеличения количества присутствующих на экране одновременно рубрик можно идти несколькими путями. Первый из них состоит в использовании предельно коротких заголовков (из одного -двух слов), причем при подведении к нему указателя мыши всплывает полный заголовок в небольшом вспомогательном окне.

Второй путь состоит в применении иерархического структурирования оглавления. Скажем, исходно на экране в этом фрейме помещается список заголовков первого уровня. Если щелкнуть по одному из заголовков, то в этом же фрейме появляется совокупность всех заголовков второго уровня для соответствующей части учебного пособия. Аналогично, при щелчке указателем мыши на заголовок 2-го уровня, фрейм заполняется заголовками третьего уровня и так далее (обычно, число уровней не превышает трех). При заполнении фрейма заголовками 2-го, 3-го и последующих уровней должны быть предусмотрены и команды возврата во фрейм заголовков более высоких уровней (возврат на 2-й уровень, возврат на 1-й уровень). Собственно загрузка материала пособия в основной фрейм происходит только в результате щелчка по заголовку нижнего уровня, т. е. процесс навигации в материале заметно усложняется. Вероятно, такой подход оправдан лишь при двухуровневой структуре материала.

9.4.




Содержание  Назад  Вперед